Аннотация к программе учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
 
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» ра зработана на основе и с учетом Ф едеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
 
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
 
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в  1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
 
Цели программы:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
 
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,
 
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
 
Программа дает убедительные рекомендации преподавателям на разных этапах работы с учеником, а также рекомендации учащимся, касающиеся их самостоятельной работы.
 
В    программе приведены примерные репертуарные списки по классам, а также требования для технических и академических зачетов, примерный репертуар для исполнения на зачетах и экзаменах.
 
 
Аннотация к программе учебного предмета «Ансамбль»
 
Программа  учебного  предмета   «Ансамбль»  разработана    на   основе  Федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
 
Представленная программа предполагает знакомство обучающихся с предметом фортепианного ансамбля с 3 по 6 класс, получивших первые базовые навыки игры на фортепиано на занятиях по специальности с 1 по 2 класс, а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
 
Целью учебного предмета «Ансамбль» является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства
 
За время обучения ансамблю у учащихся должен сформироваться комплекс умений и       навыков коллективного творчества, позволяющий продемонстрировать единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла.
 
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит как на базе музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфоний, циклических сонат, сюит, ансамблевых органных и других произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствуя формированию способности к сотворчеству.
 
Программа по фортепианному ансамблю  опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с различными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой XIX века, отечественной и зарубежной музыкой XX века.
 
Работа в ансамбле направлена на выработку у партнѐров единого творческого решения, умения прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком профессиональном уровне. Эффективность учебного процесса по классу фортепианного ансамбля во многом зависит от умелого подбора партнеров ансамбля с учетом уровня подготовки, технической оснащенности и психологических особенностей каждого участника.
 
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 3 по 6 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
 
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса;
списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
 
В   программе описаны необходимые материально-технические условия реализации учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль».
 
 
Аннотация к программе учебного предмета «Концертмейстерский класс»
 
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» и является ее частью.
 
Основная направленность программы «Концертмейстерский класс» - систематизация процесса воспитания профессионализма, творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся
 
Программа «Концертмейстерский класс» составлена с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
 
Направленность программы:
создание  условий  для  художественного  образования,  эстетического  воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков аккомпанемента позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры ансамблевого музицирования;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;
углублѐнные занятия с музыкально – одарѐнными учениками, планирующих продолжить своѐ образование в средних и высших учебных заведениях музыкальной направленности;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
 
Данная программа предусматривает индивидуальную форму работу с учащимися 7 - 8 классов. Форма организации учебного процесса – урок.
 
Программа по учебному предмету «Концертмейстерский класс» является компонентом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано».
 
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» по 8-летнему учебному плану может составлять полтора года: 7 класс и первое полугодие 8 класса.
 
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная.
 
Цель программы: формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта как концертмейстера.
 
Программа предусматривает индивидуальную форму работу с учащимися и ориентирована на развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства; стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.
 
В  программе обозначен срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс» для детей, поступивших в учебное заведение, указан объем учебного времени на реализацию учебного предмета.
 
Данная программа ставит своей целью развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в
 
области ансамблевого исполнительства, показывает неразрывную связь с учебным предметом «Специальность и чтение с листа».
 
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
·         сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета;
·         распределение учебного материала по годам обучения;
·         требования к уровню подготовки обучающихся;
·         формы и методы контроля, система оценок;
·         методические рекомендации;
·         списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
 
 
 
Аннотация к программе учебного предмета «Хоровой класс»
 
Программа учебного предмета ПО.01.УП.04. «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано».
 
Хоровое пение в системе предметов ДМШ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.
 
Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
 
По возрастным показателям учащиеся определяются в младший и старший хор.  В настоящей программе приводятся требования к каждой возрастной группе учащихся.
 
В    результате освоения предмета обучающийся должен знать: начальные основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; профессиональную терминологию.
 
В  результате освоения предмета обучающийся должен уметь: передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.
 
 
Аннотация к программе учебного предмета «Сольфеджио»
 
Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. Сольфеджио дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»  составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и срокам обучения по этой программе.
Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.
 
В    программе дана характеристика предмета «Сольфеджио», его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, сформулированы цели и задачи предмета «Сольфеджио».
 
Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. В программе определяются основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио (интонационные упражнения, сольфеджирование и чтение с листа, ритмические упражнения, слуховой анализ, 
музыкальный диктант, творческие задания). Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы учащихся. В программе сформулированы основные требования к итоговому экзамену и приведены образцы зкзаменационных заданий.
 
В  программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.
 
 
Аннотация к программе учебного предмета «Слушание музыки»
 
Программа учебного предмета ПО.02.УП.02.Слушание музыки дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе.
 
Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, материально-технические условия реализации программы, список рекомендуемой учебной и методической литературы.
 
В   программе дана характеристика предмета Слушание музыки, его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, методы обучения, сформулированы цели и задачи предмета, дано обоснование структуры программы.
 
Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения, годовые требования по классам, сведения о затратах учебного времени. Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы обучающихся..
 
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
 
В  программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.
 
 
Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная литература»
 
Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. Музыкальная литература дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе.
 
Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.
 
Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.
 
В   программе дана характеристика предмета Музыкальная литература, его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, методы обучения, сформулированы цели и задачи предмета, дано обоснование структуры программы.
 
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
 
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
 
Учебный   предмет   «Музыкальная   литература»   продолжает   образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения, годовые требования по классам, сведения о затратах учебного времени. Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы обучающихся. Выработаны критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации.
 
В   программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.
 
 
Аннотация к программе учебного предмета «Элементарная теория музыки»
 
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этим программам при их реализации детскими школами искусств.
 
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
 
Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 1 год, в 9  классе - при увеличении 8-летнего срока обучения на 1 год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
 
Цель программы:
 
изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.
 
Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.
 
В программе дана характеристика предмета «Элементарная теория музыки», его место и роль в образовательном процессе, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, сформулированы цели и задачи предмета.