Выдающийся педагог, мастер музыкальных миниатюр и тонкий художник Анатолий Константинович Лядов был одним из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», современником Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, а также Рахманинова и Скрябина.
Вторая половина XIX – начало XX вв. — период небывалого расцвета русской культуры. В этой атмосфере культурного подъема и сформировался творческий стиль молодого музыканта Анатолия Лядова.
Не будучи таким плодовитым, как многие его знаменитые современники, Лядов, тем не менее, внес свою лепту в развитие русского искусства, а лучшие его миниатюры прочно вошли в репертуар наших музыкантов.
Наследие Лядова невелико. Основу его творчества составляют произведения малых форм — фортепианные, оркестровые и вокальные. Глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы.
Кантаты:
-«Мессинская невеста»
— памяти М. Антокольского
Произведения для оркестра:
-Первое скерцо (ор. 16, 1886 г.),
-«Сельская сцена у корчмы» (мазурка, ор. 19, 1887 г.),
-Полонез памяти А. С. Пушкина (ор. 49, 1899 г.),
-Вариации на русскую тему (1901 г.),
-Полонез к торжеству открытия статуи А. Г. Рубинштейна 14 ноября 1902 г. (ор. 55, 1902 г.),
-«Баба-Яга. Картинка к русской народной сказке» (ор. 56, 1904 г.),
-«Восемь русских народных песен» (ор. 58, изданы 1906 г.),
-«Волшебное озеро. Сказочная картинка» (ор. 62, издано 1909 г.),
-«Кикимора. Народное сказание» (ор. 63, 1909 г.),
-«Танец амазонки» (ор. 65, 1910 г.),
-«Из Апокалипсиса. Симфоническая картина» (ор. 66, около 1912 г.),
-«Скорбная песнь» (ор. 67, издана 1914 г.)
Камерно-инструментальные ансамбли:
-квартет B-La-F (1886 г.),
-3 пьесы для струнного квартета (Мазурка, Сарабанда, Фуга, 1894–1895),
-Полька для струнного квартета (1899 г.),
-Вариации на русскую народную тему для смычкового квартета (изданы 1899 г.);
Фортепианные миниатюры:
-Арабески (ор. 4, 1878 г.),
-«Парафразы» (1878 г.),
-4 интермеццо (ор. 7, 1881 г.; ор. 8, издано 1883 г.),
-4 прелюдии (ор. 13, издано 1887 г.),
-2 багатели (ор. 17, 1887 г.),
-«Про старину» (ор. 21, 1889 г.),
-«Идиллия» (ор. 25, издано 1891 г.),
-«Маленький вальс» (ор. 26, 1891 г.),
-3 прелюдии (ор. 27, 1891 г.),
-«Куколка» (ор. 29, 1892 г.),
-« Багатель» (ор. 30, 1889 г.),
-«Музыкальная табакерка» (ор. 32, издано 1893 г.),
-3 прелюдии (ор. 36, изданы 1895 г.),
-4 прелюдии (ор. 39, 1895 г.),
-2 фуги (ор. 41, 1896 г.),
-Вариации на польскую народную тему (ор. 51, изданы 1901 г.),
-3 багатели (ор. 53, изданы 1903 г.),
-4 пьесы («Гримаса», «Сумрак», «Искушение», «Воспоминание», ор. 64, 1909–1910 гг.),
-«Танец комара» (издано 1911 г.),
-фуга на тему ля-до-фа (1913 г.)
Произведения для хора с инструментальным сопровождением:
-«Слава» (для женского хора с coпpовождением 2 арф и 2 фортепиано в 8 рук, ор. 47, издано 1899 г.),
-«Сестра Беатриса» (хор в сопровождении фисгармонии в 4 руки, ор.60, 1906 г.)
Произведения для хора a cappella :
-10 русских народных песен (переложено для женских голосов, ор. 45, издано 1899 г.),
-гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской консерватории (ор. 54, 1902 г.),
-5 песен русского народа, положенных на голоса (для женского, мужского и смешанных хоров, издание Песенной комиссии Русского географического общества, 1902 г.),
-15 русских народных песен для хора (ор. 59, изданы 1907 г.),
-15 русских народных песен для женских голосов (1908 г.),
-10 переложений из Обихода (ор. 61, изданы прим. 1909 г.)
Произведения для голоса с фортепиано:
-4 романса (ор. 1, 1873–1874 гг.),
-18 детских песен на народные слова (тетрадь 1, ор. 14, 1887 г.; тетрадь 2, ор. 18, 1887 г.; тетрадь 3, ор. 22, изданы 1890 г.)
Обработки:
Сборник русских народных песен (ор. 43, издан 1898 г.),
35 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано (издано 1902 г.),
50 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано (издано 1903 г.),
35 песен русского народа из собранных в 1894 г., 1895 и 1902 гг. И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. Покровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Саратовской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопровождением фортепиано (издание Песенной комиссии Русского географического общества)
Гармонизация, оркестровка произведений других авторов: в том числе
-отрывки из оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (оркестровка, 1881–1903 гг., издано 1904 г.),
-несколько номеров из «Карнавала» Шумана (оркестровка,1902 г., изданы 1956 г.),
-«В тёмном аде» Новогреческая песня Чайковского (оркестровка, 1909 г., издано 1910 г.) и др.