Боровичи известны за пределами Новгородской области и России не только благодаря мосту Белелюбского и усадьбе Суворова. Немало в нашем городе мастеров своего дела, в том числе и профессиональных музыкантов.
Da Capo Band – это те, кто уже не один десяток лет представляет наш город на международных джазовых фестивалях. Сегодня мы знакомим наших пользователей с этим уникальным коллективом "блюз-бандой" Da Capo Band.
Состав группы:
Александр Иванов – ударные,
Константин Храбалов – перкуссия,
Сергей Тихонов – тромбон, вокал, гармоника,
Вадим Усков – саксофон, кларнет, бэк-вокал,
Альберт Урядов – гитара, бэк-вокал
Илья Церень – бас
Андрей Деревягин – клавиши
-Как давно существует ваш коллектив?
— Если говорить о Da Capo, то это 1999 год. Состав с тех пор не менялся. А до этого с 1986 года. Тогда наша группа называлась «Руки вверх».
Сохранившаяся афиша группы «Руки вверх!». Фотоархив Da Capo band
— Почему вы выбрали такое название для вашего коллектива?
Сергей:
— Это итальянский музыкальный термин, обозначающий «С начала».
Вадим:
— Потому что была группа «Руки вверх», потом в силу обстоятельств она перестала существовать.
Константин:
— Она не перестала существовать, она была, но кто-то пошел учиться, кто-то женился. А потом был оркестр под управлением Сергея Тихонова. Но об это название – язык сломаешь. А так как мы, можно сказать, возродились, «восстали из пепла», то решили, что раз мы начинаем сначала, то и группу назвать так «С начала».
Сергей:
— Тем более что люди здесь все разные, разного возраста и играют на разных инструментах (смеется), то мы как бы снова стали существовать. Отсюда и «С начала».
Константин:
— А Band потому что мы – Банда.
Вы действительно все разные. Как вам вместе работается?
Сергей:
— Хорошо работается. Мы давно друг друга знаем.
Илья:
— Если были бы все одинаковые, было бы скучно.
Константин:
— Мы разные. Потому мы и вместе. Если бы мы виделись каждый день, то, может быть, конфликты и возникали бы.
Илья:
— Может быть дело в том, что у нас некоммерческий проект. Не на чем возникать разногласиям. Мы занимаемся музыкой в свое удовольствие.
Сергей:
— Для многих из нас музыка – это профессия. Я директор школы искусств и преподаватель, Саша с 1969 года за барабанами. Костя с 86-го года музыкой интересуется.
У нас есть звание народного коллектива, но оно смешное, потому что тот потолок, который задан для народных
коллективов – он себя дискредитировал совершенно. Мы профессионалы, и наш коллектив нельзя поставить на один уровень с хорами ветеранов.
-Какие направления Вы предпочитаете?
Сергей:
— Мы играем ритм-н-блюз. Еще исполняем что-то из латинос, рок-н-рол. Джаз и блюз имеют много точек соприкосновения. Все это связано своими корнями, переплетено где-то глубоко у истоков.
Международный фестиваль JastJazz (Open Air) в В. Новгороде
— Кто пишет аранжировки для Ваших концертов?
Сергей:
— Мы играем кавэ – от слова cover – покрывать. Это значит перекрывать предыдущие исполнения.
Альберт:
— Сам стиль располагает к тому, чтобы играть свои интерпретации.
Андрей:
— У нас есть свои произведения, написанные нами. Их немного, но они есть. Каждый из нас – солист. Так устроена эта музыка.
-Как часто вы выступаете в Боровичах?
— Вот в Боровичах мы, пожалуй, даем концерты реже всего. Чаще, наверное, в Выборге бываем.
«Джаз в Кремле», г. В. Новгород
-Какова география Ваших концертов?
— Мы побывали на четырех международных фестивалях, проходивших в Финляндии. На фестивале «Серенады Выборгского замка»*, регулярно проходящем в Выборге, нас уже знают. Люди даже специально приходят нас послушать. Участвовали в фестивале «Джаз над Волгой».
На фестивале в Финляндии, 2003 г. Фотоархив Da Capo band.
-Что вдохновляет Вас на творчество?
Сергей (не задумываясь):
— Женщины.
— Женщины. 100% – соглашаются все.
-Что делает ваш коллектив узнаваемым?
— Разнообразие музыкантов.
-Самый курьезный случай, произошедший с вашей блюз-бандой?
Сергей:
— Пожалуй, это когда Усков Вадим забыл саксофон.
Вадим:
— Да, я только про это вспомнил. Мы были в Финляндии, вечером отдыхали в гостях у друзей. А на следующий день нужно было выступать. Приехали на концерт, достаем инструменты, уже все – выходим на сцену, а саксофона нет. Мы с Сергеем поехали за саксофоном. 40 километров – туда – обратно. Вернулись к последнему аккорду.
Вадим Усков. Фотоархив Da Capo band
— Есть ли у вас какие-то свои приметы перед выходом на сцену или после концерта, какие-то особенные традиции?
Сергей:
— У каждого, я думаю, свои. Я, например, ем фрукты. Как у коллектива, особых примет нет. Хотя вот: хорошая генеральная репетиция – это плохая примета. Ну, а провальная – добрый знак.
-Есть ли у вас какая-то своя «фишка», изюминка?
— Конечно. Но пусть ее определит зритель.
Репетиция в Боровичах
На репетиции в школе Искусств, г. Боровичи
-Чему посвящен предстоящий концерт?
Сергей:
— Это блюз-пати. Люди, которые хотят послушать хорошую музыку, приходят, берут себе напитки и отдыхают, а мы для них работаем на полную. Если все получится, то будет очень хорошо.
Blues-paty – это такая штука, которая может получиться, а может и не получиться. Это зависит не только от нас. Это очень зависит от публики. Важна общая атмосфера paty. Скорее, это больше даже зависит от тех, кто придет.
Da Capo Band можно будет услышать и увидеть в Боровичах на сцене ДК ОАО «БКО» 17 февраля в 19:00.
Новгородский коллектив Voodoo Blues Band также будет выступать в этот вечер.
Не забудьте – это не просто концерт – это блюз – paty – наслаждение общением и настоящим блюзом в исполнении профессионалов.
Впрочем, у лидера боровичского Da capo band Сергея ТИХОНОВА есть уточнение.
Сергея ТИХОНОВА я знаю уже более полугода. Условно встретились мы ещё летом: я — в зрителях, он — на импровизированной сцене первого джазового фестиваля JustJazz в Новгородском кремле.
А вот по-настоящему познакомиться, поговорить о жизни и музыке удалось только сейчас. И не где-нибудь, а в Боровичах, в репетиционной студии группы Da capo band, которую мой собеседник возглавляет.
Колонки из драпа
«Святая святых» располагается в одном из помещений местной детской школы искусств.
— По плану это костюмерная, но нам была нужна студия, поэтому мы купили необходимые материалы, засучили рукава и посвятили всё свободное время переделке, — проводит мини-экскурсию Сергей. — Не скажу, что сделать это было очень сложно, и всё-таки пришлось попотеть. Студия появилась ещё в 1999 году и с тех пор стала надёжным пристанищем для семерых музыкантов.
Впрочем, история Da capo band ведётся с более давних времён. Точную дату Тихонов назвать не решается, сам он начал заниматься музыкой ещё в 15 лет, а будущего гитариста группы знал просто-напросто всегда. О времени появления и становления коллектива в репетиционке напоминают массивные устрашающего вида колонки. Для их изготовления в ход пошли пальтовая ткань, фанера, вывезенная не совсем законно с промплощадки, и другие оказавшиеся под рукой детали.
— Сейчас молодёжь часто говорит: мы хотим играть, но нам не дают инструментов, руководителя, точки для репетиций. Нам должны это дать! Но погодите, кто и что нам вообще должен? О том, как доставалась моя первая бас-гитара, я вам, конечно, сейчас не скажу, но поверьте, что мне её не в подарок принесли, — загорается музыкант.
— Вопросов и проблем всегда просто море, но если вам действительно хочется что-то делать, то всё должно получиться.
Сначала нынешние Da capo band назывались просто — «Руки вверх», правда, имя изменили ещё до того, как российскую эстраду осчастливил одноимённый молодежный проект.
— Мы играли, учились музыке, останавливались, снова собирались, — пытается объяснить философию коллектива Сергей Тихонов.
— Музыка для нас — не просто хобби, вернее, если и хобби, то профессиональное. Я родился в 1969 году, а наш барабанщик в этом же году впервые взял в руки палочки. У кого-то свой бизнес, кто-то преподаёт в школе искусств, кто-то занимается ремонтом. Согласитесь, мы очень разные.
Меня так и подмывает спросить Сергея: «А может быть, вы просто-напросто самодеятельность?».
От опрометчивого шага удерживают летние воспоминания об испытанном от концерта восторге и профессионально проделанной работе. В коллективе кроется что-то большее, чем просто желание собраться и «слабать джаз». Но всё-таки собеседника хочется спровоцировать, и я интересуюсь, как сам лидер группы оценивает свой уровень.
Музыкант загадочно улыбается и после некоторого молчания выдаёт:
— То, что мы часто слышим в самодеятельном исполнении, это потуги на джаз, потому что джаз… Джаз — это…
И передо мной возникает уже совсем другой человек, готовый бесконечно говорить о своей большой страсти.
Что такое джаз?
Выступление боровичан — это всегда что-то магическое.
— Мы вообще не джаз играем, а скорее ритм-н-блюз. Только касаемся иногда джаза. Потому что джаз — это очень сложная, можно сказать, интеллектуальная музыка. Джаз может быть лёгким, сложным, нежным, злым, — в разговоре за Сергея многое досказывают руки, мимика и интонации в голосе.
— Это великая музыка, музыка импровизаций. Мы тоже импровизируем и в ритм-н-блюзе, и в других стилях, но это совсем не просто. Я — любитель джаза, и счастлив, когда джаз случается в нашем творчестве, а ведь бывает, что и не прёт.
Согласитесь, когда слушаешь, как «они играли недозрелый джаз, нестройно и не вместе, но довольно смело», то это попросту смешно, и то если есть настроение посмеяться.
Коснувшись феномена джаза, нелишне будет уточнить и феномен появления весьма качественного бэнда в провинциальном городе. Тем более, что Сергей покидать Боровичи не собирается, так же, как и другие члены группы.
— А что, всем талантливым нужно бежать в столицы? Я пробовал, но всё-таки вернулся: не потому, что что-то там не получилось, а просто захотелось быть здесь. Конечно, на вопрос: «В каком городе ты хотел бы жить?», возможно, ответил бы — Нью-Йорк, но все в Нью-Йорке не поместятся… И слава Богу. Ведь это трагедия, когда человек вынужден не жить там, где родился.
За преданность родному городу боровичане платят вниманием и любовью. Беглого взгляда из закулисья в зал вполне довольно, чтобы понять, творчество Da capo band интересно людям разных возрастов.
— Нам в Боровичах выступать очень сложно. В Питере или Выборге, к примеру, сыграл и сыграл, а всё ли получилось — не так важно, потому что после концерта ты уехал. А дома нельзя промахнуться, ведь это — твоя родина, публика особая. Так что волнение невероятное, — признаётся Тихонов.
Пусть всего будет много
В рассказе о творческой жизни своей и коллектива, а эти два слагаемых сложно представить по отдельности, Сергей упоминает любопытный случай, приключившийся на одном из концертов в Санкт-Петербурге. Тогда весь зал был забит иностранцами — гостями какого-то международного семинара.
— В антракте один чернокожий паренёк сказал нам, что благодаря музыке Da capo band он чувствует себя совсем как дома, — смеётся Сергей. — Есть и ещё повод для гордости. Просматривая видео с нашим выступлением, известный джазовый пианист Андрей Кондаков сказал: «Хорошо!», но пожурил за то, что играем под фонограмму. А ведь мы играли вживую! Вы понимаете, какой это комплимент?
Я понимаю это, как и то, что в Новгородской области качественная европейская музыка так или иначе упирается в фольклорные традиции и прочие «столпы» культуры.
— Мы уже говорили о том, что многие покидают глубинку. Если и дальше проводить такую вот политику, доказывать, что Новгород — это только гусляры, хоругви и свечи, то точно все разбегутся. Мир должен быть разнообразен, и в этом большой смысл! — уверяет Сергей, и в его голосе в который раз проскакивают характерные блюзовые интонации.
— Мой любимый композитор — Модест Мусоргский, я — директор детской школы искусств, учреждения, которое пропагандирует академическую музыку, и на занятиях я настаиваю на том, чтобы мы не скатывались в эстраду. Я знаю, что пласты народной музыки — это очень большая часть нашей культуры. И более того, я это люблю. Поэтому если кто-нибудь будет говорить мне: непатриотично петь не на русском языке, то я всегда найду, что ему ответить. И в то же время я уверен, что если молодые люди будут терпимы к недостатку разнообразия — это будет плохо. Нельзя позиционировать Новгородчину исключительно как родину гусляров. Я — за разнообразие!
Мария КЛАПАТНЮК
Нет комментариев. Ваш будет первым!